Нос в русской литературе

Нос в литературе часто используют для того, чтобы сделать акцент на основных чертах характера персонажей, описать их более наглядно и красочно. Приведем три наиболее популярные, известные каждому человеку произведения.

Н.В. Гоголь – «Нос»

Эта повесть, которая, на первый взгляд, поражает своей абсурдностью, современниками Гоголя оценена не была. Между тем, в повести «Нос» этой части тела уделяется очень много внимания. Сюжет заключается в том, что один из цирюльников обнаруживает нос своего клиента в буханке хлеба, и с этого момента нос преследует его до тех пор, пока тот не выбрасывает его в Неву.

Тем временем клиент цирюльника, асессор Ковалев, обнаружил пропажу и бросился на поиски своего носа, однако, найдя его, так и не сумел договориться со своим органом обоняния, чтобы тот вернулся на место.

Повесть носит социальный характер. Гоголь использует нос как инструмент, призванный заменить определенный объект, имеющий значимый общественный статус. Лишившись его, Ковалев теряет свое общественное положение, что крайне важно было для современников Гоголя, «зацикленных» на карьерных достижениях, погрязших в бесконечных попытках получить признание. Гоголь изобличает недостаток толерантности и терпимости, узость мышления общества своего времени, стремление «судить людей по одежке».

 

Русская народная сказка «Баба-Яга».

Ключевым моментом описания Бабы-Яги, воплощающей образ пожилой злой ведьмы, является описание ее большого крючковатого носа. Описание носа Бабы-Яги применяют как инструмент для усиления у читателя антипатий к этому отрицательному персонажу.

Собственно, в жизни суждение о красоте человека во многом зависит от формы и размера его носа, потому как он находится посередине лица и выступает вперед над общей его плоскостью.

 

А.Н. Толстой «Золотой Ключик или приключения Буратино»

Написанная в 1936 году, эта сказка до сих пор навевает на многих людей воспоминания о детстве. Главный герой – ожившая деревянная кукла, у которой был очень длинный и острый нос. С помощью такой формы носа автор пытается подчеркнуть, что Буратино – очень любопытный персонаж, и в ходе развития сюжета это ему вредит.

Тем не менее, веселая кукла очаровывает читателя своим жизнерадостным, открытым, любознательным характером и стремлением помочь всем, кто его окружает.

Эта сказка имеет прототип в зарубежной литературе, написанной Карло Коллоди. Между персонажами есть небольшие отличия, одно из которых весьма примечательно – у Пиноккио, героя сказки Коллоди, нос удлиняется тогда, когда он говорит неправду.

Также в сказке о Пиноккио можно видеть, как персонаж постепенно взрослеет, проходя через разные передряги и испытания. В отличие от поучительной сказки итальянца, русский Буратино сохраняет свой озорной нрав до конца, а сама сказка остается такой, какой и запомнилась многим – милой, беззаботной и наполненной удивительными приключениями.

Поделиться:
Чтобы иметь возможность оставлять комментарии зарегистрируйтесь на нашем форуме.